internet-magazin

Соблюдение порядка монтажа — залог долговечности трубопроводной арматуры

Возврат товара — всегда головная боль как для покупателя, так и для продавца. Особенно, когда это касается возврата брака. Если возврат брака обоснован, подтвержден соответствующими актами, заключениями, то, как правило, такая претензия принимается покупателем безоговорочно. Однако нередко покупатель пытается возвратить под видом заводского брака товар, который был непреднамеренно выведен из строя из-за несоблюдения правил транспортирования, предустановочной подготовки и нарушений порядка самого монтажа.

Наиболее характерными нарушениями, которые приводят к поломке изделия трубопроводной арматуры (ТПА) будь то вентиль, клапан или задвижка, являются: падение изделия во время поргузки-разгрузки, использование «рычага» для открытия или более плотного закрытия затвора, устранение перекоса при несоосности фланцев на трубопроводе и на изделии ТПА путем подтяга крепежных отверстий арматуры под крепежные отверстия фланца трубопровода, подтяжка сальниковой набивки ударным способом, опрессовка трубопровода после монтажа арматуры давлением выше расчетного при закрытом затворе, и др. Особенно «чувствительна» к таким нарушениям порядка монтажа арматура, изготовленная из чугуна.

Попытаемся на примере фланцевой задвижки рассмотреть порядок предустановочной подготовки и монтажа задвижки на трубопроводе, который вполне применим и для других изделий ТПА.

30ch39r-polanaЗадвижка является одним из самых распространенных элементов трубопроводной арматуры, устанавливаемых на трубопровод. Основное назначение задвижки – это перекрытие потока рабочей среды с определенной степенью герметичности в затворе. И, конечно, от качества изготовления задвижки, ее технических характеристик во многом зависит выполнение ею своего основного предназначения. Однако немаловажное значение для надежной и долгосрочной работы задвижки имеет качественная предустановочная подготовка задвижки и соблюдение определенных правил монтажа.
Несмотря на все многообразие задвижек (параллельные и клиновые, шиберные и шланговые, со сплошным и с упругим клином, с выдвижным и невыдвижным шпинделем и т. д.) можно определить типовой перечень требований, условий, указаний, соблюдение и выполнение которых обязательно при монтаже задвижки на трубопроводе.

Перед началом транспортирования задвижки к месту ее установки необходимо:
проверить комплектность задвижки и наличие эксплуатационно-технической документации;
осуществить осмотр задвижки на предмет механических повреждений корпуса, проверить наличие маркировки и пломбирования;
осуществить осмотр внутренних элементов задвижки на наличие засорения и механических повреждений затвора, уплотнительных колец и др.;
проверить работоспособность задвижки путем полного открытия и полного закрытия затвора. При вращении маховика должно осуществляться плавное перемещение затвора и открытие-закрытие прохода рабочей среды через корпус. После окончания проверки необходимо затвор установить в положение «закрыто»;
закрыть проходные отверстия в корпусе задвижки транспортировочными заглушками или иными приспособлениями;
изолировать поверхности фланцев от возможности повреждения в процессе транспортирования.

При транспортировании задвижки к месту ее установки необходимо:
использовать строповочные узлы для закрепления задвижки на транспортном средстве;
исключить возможность перемещения и падения задвижки.

Транспортировать задвижку за маховик категорически запрещается!

Перед монтажем задвижки необходимо:
проверить сохранность опломбирования;
освободить проходные отверстия в корпусе задвижки (удалить транспортировочные заглушки) и освободить поверхности фланцев задвижки;
произвести визуальный осмотр задвижки после ее транспортирования;
произвести расконсервацию задвижки, в случае если расконсервация не была произведена перед началом транспортирования. Удаление консервационной смазки следует производить чистой ветошью, смоченной растворителем (бензин, уайт-спирит и т. п.);
проверить ответные фланцы на трубопроводе в месте, где будет устанавливаться задвижка на отсутствие перекосов, рекомендуется замерить расстояние между фланцами трубопровода, сравнив его со строительной длиной задвижки;
тщательно промыть трубопровод, на который устанавливается задвижка, в случае обнаружения в нем песка, цемента, окалины и др. инородных тел;
установить в месте установки задвижки под трубопровод опоры для компенсации нагрузок при монтаже.

Монтаж задвижки:
проверить правильность установки прокладок;
установить задвижку на трубопровод в предусмотренном месте, используя стропальный механизм;
затянуть равномерно, без перекосов и перетяжек гайки на фланцах задвижек;
проверить состояние затяжки крепежных соединений, герметичность затвора и прокладочных соединений;
произвести опрессовку системы «задвижка-трубопровод» в соответствии с техническими требованиями.

Устранять перекосы фланцев трубопроводов за счет обтяжки (натяга и деформации) фланцев задвижки, использовать ключи с удлиненными рукоятками и другими приспособлениями категорически запрещается!

Следует помнить, что для установки задвижки на трубопровод допускаются персонал, изучивший правила установки и эксплуатации задвижки, имеющий навыки работы с запорной арматурой.

Соблюдение порядка монтажа задвижки на трубопровод, организация технического обслуживания, ремонта, эксплуатации задвижки в соответствии с руководством по эксплуатации — гарантия ее долговечности.